Александр Хамитов герой России.Ночной бой на Гекаловских высотах 16 декабря 1999 года

"С таким офицером в разведку не страшно…", - так и сегодня говорят войсковые разведчики о бывшем командире разведывательной роты Герое России Александре Хамитове. Во время ведения боевых действий в Чечне подразделение под его командованием не потеряло ни одного человека погибшим. 16 декабря 1999 года на Гекаловских высотах старший лейтенант Хамитов, малым числом бойцов сковав огнем бандформирование, не дал боевикам уничтожить мотострелковую роту. Будучи тяжело раненным, офицер продолжал управлять боем и обеспечил отход разведгруппы без потерь.

В декабре 1999 года Гекаловские высоты на южной окраине Грозного имели важное оперативное значение: с них хорошо просматривался город. Артиллерия на этих позициях могла простреливать всю чеченскую столицу, находившуюся еще тогда в руках боевиков.

Все эти высоты - сплошной опорный пункт противника, укрепрайон. Начиная с 10 декабря разведывательная десантная рота 84-го отдельного разведбата 3-й мотострелковой дивизии несколько раз нарывалась на хорошо укрепленные позиции боевиков, с которыми вступала в боестолкновение, понесла первые потери. Склон у Гекаловских высот долгий и пологий. На склоне - бывшие пионерлагеря и сгоревшее нефтехранилище, где "подсвечивались" три емкости. Подсветка помогала боевикам в ночное время. В сущности, овладение и удержание высот - задача для штурмовых подразделений. Привлечение разведывательных подразделений - вынужденная мера, поскольку в то время войсковые разведчики были наиболее подготовленным воинским формированием.

- 15 декабря в 21.00 на КП одного из мотострелковых полков начальник разведки группировки "Запад" полковник Афаунов поставил задачу на выдвижение и занятие высот, - рассказывает Герой России подполковник Александр Хамитов.

- Выдвинулись две группы моей 2-й роты и группа полковой разведроты. Группа лейтенанта Михаила Миронова шла справа, как и моя группа, она имела в своем составе двенадцать человек. Я должен был занять промежуточную высоту, третья группа полковой разведки - конечную. За нами выдвигалась пехота, которая уже оседлала бы этот плацдарм. Свои высоты мы заняли благополучно, без боестолкновения. Но трагическую ошибку допустил командир мотострелковой роты, который должен был идти по нашему маршруту, через лес. Он же повел подразделение по дороге, облегчая задачу бойцам, несущим на себе помимо автоматов и пулеметов, АГС-17 (автоматические гранатометы станковые). Рота нарвалась на засаду. Из укрепрайона, оборудованного в бывшем пионерлагере, по ней открыли сильный огонь.

Подумал тогда, что под огонь попала группа лейтенанта Миронова, поскольку она находилась в том же направлении. Попытался с ней связаться, но не получилось. У них вышла из строя радиостанция. Противник находился по диагонали под нами, сбоку. Я оказался в выигрышном тактическом положении. Часть своей группы я оставил на высоте 367,6. Мы немного спустились и вышли во фланг укрепрайону, имевшему хорошо подготовленные позиции. Через рощу подобрались к боевикам довольно близко. Нанесли удар из подствольных гранатометов, забросали "духов" гранатами, открыли огонь из автоматического оружия. Получается, мы связали их боем, в тактическом отношении оказались для боевиков более опасны, чем мотострелковая рота. Чтобы от своих мотострелков не получить огневое поражение, вынуждены были обозначать себя зелеными ракетами. Боевики перенесли основной огонь на нас. Через какое-то время граната из "подствольника", разорвавшаяся сзади нас, ранила меня и еще несколько человек. Я оказался самым тяжелым - раз терял сознание, но старался в меру сил управлять боем и отходом группы.

Получается, мы прошли выше укрепрайона метров на двести. Если бы пехота повторила наш маршрут, то с рассветом мы оказались бы в шикарном положении - просто расстреляли бы боевиков на их позициях. А так мотострелковое подразделение понесло очень тяжелые потери, погиб и сам командир роты. На войне жалеть солдат - это воевать по науке, как положено в боевой обстановке.

В группе Хамитова находился старшина Валерий Олиенко. Он рассказывает: "Когда был ранен командир, мы еще несколько часов вели бой. Решение на отход нашей группы из восьми человек я принял, исходя из состояния старшего лейтенанта Хамитова, получившего серьезное ранение в бедро. Мы его могли просто потерять. Стали выносить ротного на плащ-палатке, двое бойцов прикрывали наш отход. Помню, пули жужжали, как пчелы. В горячке боя я не почувствовал, что сам получил осколочное ранение в грудь под правой рукой. Несмотря на тяжелейшее состояние, Александр держался мужественно и спокойно, полностью владел боевой обстановкой".

Бывший командир 84-го отдельного разведывательного батальона офицер Владимир Самокруткин вспоминает события того дня: "Когда всех раненых в этой операции вынесли на КП группировки "Запад", там как раз был командующий генерал-майор Владимир Шаманов. Он и приказал представить командира роты старшего лейтенанта Хамитова к званию Героя России.

В этот же день мы оформили документы, они быстро прошли все инстанции. Александра Хамитова привезли в Кремль прямо из госпиталя, вручал Звезду Героя Владимир Путин. Было старшему лейтенанту в ту пору двадцать четыре года.

Для батальона ранение Александра Хамитова было большой потерей. Грамотный, спокойный офицер, он никогда не кричал, нервы свои держал в узде. В батальоне его очень уважали. Разведывательные группы под его руководством 33 раза выходили на территорию, занятую боевиками, добывая ценные сведения о противнике. Офицер Хамитов первым из батальона получил в начале кампании орден Мужества - за добытый у боевиков по приказанию командующего группировкой иностранный камуфляж как доказательство, что бандиты получают помощь из стран НАТО через территорию Грузии".


Служить-семейная традиция.

Родился Александр Хамитов 12 сентября 1975 года в городе Челябинске. С детства мечтал стать военным, как дед и отец. Тогда, в 70-е - 80-е годы, службой в армии вообще гордились, у молодежи она вполне естественно ассоциировалась с такими понятиями, как патриотизм, любовь к Родине.

Пройдет всего несколько лет - и многое в стране изменится. Разрушительные последствия перестройки коснутся и Вооруженных Сил, больно ударят по престижу службы в них. А государству в тот трудный период будет, увы, не до проблем людей в погонах. Видя нараставшие в армии разброд и шатания, Хамитов - старший пытался отговорить сына от карьеры военного, увлечь его чем-нибудь другим. Не помогло. Своей мечте Александр не изменил, поступив в 1992 году в Челябинское высшее военное командное танковое училище. Это был первый курсантский набор в новых Вооруженных Силах России. После выпуска из училища в 1996 году новоиспеченный лейтенант А. Хамитов принимает свое первое подразделение - танковый взвод в 26-м танковом полку 47-й гвардейской дивизии. Но спустя год в военной биографии Александра происходит неожиданный поворот. Дивизию переформировали, и ему предложили должность командира взвода разведки в легендарном 84-м отдельном разведывательном батальоне Краснознаменной 3-й мотострелковой дивизии. Разведбат оказался одним из немногих таких же частей, сохранившихся еще со времен Великой Отечественной войны, и служить в нем было особенно почетно. Потом в жизни старшего лейтенанта Хамитова будут 5-месячная командировка в миротворческий батальон в Южной Осетии, возвращение обратно уже командиром роты и передислокация в 1998 году разведбата из Дзержинска в Нижний Новгород.


Ночной бой.

Уже тогда сообщения, приходящие с Северного Кавказа, становились все тревожнее. Люди служивые понимали, что нужно быть готовыми к худшему. Поэтому и в Дзержинске, и на новом месте дислокации в подразделениях батальона шла интенсивная боевая учеба: разведчики изучали топографию и подрывное дело, тренировались безошибочно ориентироваться на местности и правильно действовать тактически, стреляли из разных видов оружия, водили боевые машины, уделяли много внимания физподготовке, рукопашному бою.



Высокому качеству проводимых занятий способствовало и то обстоятельство, что организацией многих из них занимался заместитель комбата майор Трубин – участник первой чеченской кампании, который хорошо знал, с чем предстоит столкнуться разведчикам на Северном Кавказе. Впоследствии окажется, что семь потов, пролитых на полигонах и стрельбищах, спасут многим солдатам и офицерам жизнь.

…28 сентября 1999 года 84-й отдельный разведывательный батальон как передовой отряд группировки федеральных сил пересек границу Чечни с севера. Тщательно подогнав снаряжение, проверив связь, оружие и боеприпасы, разведгруппы одна за другой уходили в боевой поиск. Задача - установить опорные пункты противника, его численность и вооружение. Боевики, не рискуя вступать в бои с лавиной наступающих войск, отходили, почти не оказывая сопротивления, лишь изредка выставляя засады.


ПРИНЦИП ХАМИТОВА

Надо отдать должное, ошибки первой чеченской кампании были учтены командованием Объединенной группировки войск в Чечне. Стараясь свести к минимуму боевые потери, мы уже не торопились бросать пехоту в бой без хорошей разведки маршрутов и, соответственно, без предварительной "обработки" выявленных мест дислокации противника авиацией и артиллерией. Так что работы у разведбата было много.

Вспоминает Герой России подполковник А. Хамитов:

- Мы, как дивизионная разведка, действующая в интересах дивизии, иногда оказывали помощь при передвижении различным подразделениям. Как-то раз мотострелкам поставили задачу скрытно совершить марш в заданный район. Мы шли по верху Терского хребта, а они - внизу. Главное было - не дать боевикам возможности неожиданно напасть на колонну. У меня в этом плане уже был наработан некоторый опыт. Принцип такой: видим, что впереди "зеленка" - открываем огонь по опушке. Если появляется встречный огонь – ведем бой, если нет - высылаем вперед пеший дозор, который обследует местность, а потом уже выдвигаются основные силы. Так же действовали и в тот раз. Подошли к опушке на 300 метров и обстреляли ее. В ответ - тишина. Высылаем дозор. И вот тут боевики, видимо, решив, что их сейчас обнаружат, раскрыли себя. При первых выстрелах дозор залег. А мы тут же открыли по "зеленке" плотный огонь осколочными снарядами из БМП-2, стреляли из пулеметов, чтобы дать возможность бойцам из дозора вернуться назад. Сообщили по рации о засаде и вызвали сопровождавшие нас "вертушки", которые сделали пару боевых заходов. Боевики открыли по ним стрельбу из гранатометов, осколком одной из гранат ранило в бедро летчика Игоря Быканова. Но в итоге засаду удалось уничтожить, и мы поспешили вниз, на помощь мотострелкам, где тоже начался бой, и они понесли потери.

А через несколько дней был тот самый ночной бой на Гекаловских высотах…


Разведка идет первой.

После излечения в госпитале и награждения Золотой Звездой Героя России старший лейтенант Александр Хамитов был назначен начальником штаба родного разведбата, затем поступил учиться в Общевойсковую военную академию. Офицер не мог не понимать: контртеррористическая операция на Северном Кавказе закончится еще не скоро, а значит, необходимо готовиться к борьбе с сильным противником. И поэтому учебу в академии он воспринимал как еще один важный этап в освоении военной науки. А ее главный принцип - побеждать противника малой кровью.

После окончания академии Хамитов вновь вернется в свою же дивизию, только теперь уже начальником ее разведки. Его опыт поможет в профессиональном становлении многим офицерам. Впоследствииm подполковник Хамитов займется преподавательской деятельностью на кафедре тактики в альма-матер - Челябинском высшем танковом училище - и прослужит там до самого его расформирования.

В настоящее время Герой России подполковник Александр Хамитов продолжает военную службу. А параллельно проводит активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, помогает участникам боевых действий и семьям погибших воинов. Жизненная линия Героя России, которую он видит в служении Отечеству, остается неизменной.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Михаил Назаров 276 мсп. Чечня 1996 год. Груз 200, Чечня в огне.1.5.1996 год. Песни бойца под гитару.

В окрестностях Харсеноя.Казнь военнослужащих 245 мсп в/ч 62892 в 1996 году.

Олег Юрьевич Цоков .Командир Севастопольского мотострелкового полка в Чечне.