В Грозный был направлен сводный батальон 135 омсбр, декабрь 1994 год.
В Грозный был направлен сводный батальон 135 омсбр (ППД - г.Прохладный, Кабрдино-Балкария) под командованием подполковника Долговидова, усиленный разведвзводом старшего лейтенанта Владимира Зарицкого" из разведроты бригады.
Старший сержант Вадим Иванюгин, разведрота 135 омсбр: Сводный батальон нашей бригады вошёл в район Центрального рынка 6 января. Получилось, что, пока шли, колонна разбилась на две части во время перестрелок, я остался во второй колонне, ехал сзади на БРДМке. Добрались до парка Ленина и там выстроились у въезда. Получили инструктаж: добраться до рынка. Если подобьют, съезжать на обочину, не мешать колонне. Как только выехали из парка, на нас понеслась "Нива", из окон стреляли "чехи". Шедший в голове БТР немножко пострелял, "Нива" остановилась. Парни с блокпоста у входа в парк подбежали, открыли двери, ну а там… В общем, макароны выползли... Поехали дальше, и дорогу уже держали наши, но при подходе к рынку мой БРДМ поймал выстрел из «граника» и тормознулся напротив входа на рынок. Справа от входа был сарай и, я потом узнал, "чеховский" склад боеприпасов. Мы неплохо затарились гранатами и всей прочей ерундой.
У входа сидела десантура, парни жгли костёр. Недалеко была реально куча трупов, и время от времени подъезжала "Шилка", с неё трупы сгружали, и поверх кучи перекладывали, а раненых вытаскивали изнутри машины и заносили в подвал. Когда стемнело, за нами пришёл комбат из нашей бригады (он был, как и наш старшина Сашка, "афганец", реально понимающий, что происходит), и мы перебежали в пятиэтажку, которая стояла впритык к девятиэтажному жилому дому, это у кинотеатра "Юбилейный". Получается, там три девятиэтажки было, мы сперва были в средней, потом перешли в заднюю девятиэтажку (на улице Чернышевского).
Кинотеатр мы брали с утра, часов в 4 или 5, должны были помочь десантуре. Но что-то не вышло у них, они не смогли взять соседние здания рядом с нами, и по нам начали бить из миномётов. Мы заминировали здание и ушли назад, в арку второй девятиэтажки. Парни на балконы этих девятиэтажек выходили в полный рост и прикрывали нас.
Из описания боя: Под Новый год 135-ю Прохладненскую бригаду подняли по тревоге. Куда? Зачем? Никто не знал. В конце концов под ружьем оставили один батальон. Бойцов пригнали из Санкт-Петербурга. Раздали по ротам. Имена? Фамилии? Да кто ж успел записать! Марш-марш! Батальону выдали валенки - в непролазную грязь - и перебросили во Владикавказ. А дальше - колонна, Черменский круг и квартал, выходящий прямо на дворец Дудаева. Рядом воевали десантники из Пскова. Офицеров батальона собрали на передовом командном пункте и вместо карт выдали туристические путеводители.

Обзор на Президентский дворец (Реском) с места расположения 135 омсбр
- Извините, все, что есть.
Командир взвода, призванный неделю назад из запаса, по прозвищу Черный плащ, громко шипел:
- А где же разведка? Где ФСК, ГРУ? Путеводители... Да на них даже отдельных зданий не видно!
Последним вышел Долговидов, комбат. Вздохнул.
- Нам надо вот этот дом взять, угловой, где кафе "Татабани". Капитан Стулов, Костя, бери свою роту.
- Есть.

(Кафе "Татабанья" со стороны проспекта Орджоникидзе (за спиной снимающего - Реском)

Кафе "Татабанья" со стороны дворов жилого квартала, где действовал сводный батальон 135 омсбр
Стулов засуетился. Первый взвод пошел вперед, но под сильным огнем залег за трансформаторной будкой. Толпой. Одной мины хватило на всех. Еще один взвод забежал в пустое соседнее здание. Гранатометчик боевиков пустил гранату, она срикошетила оперением от головы бегущего бойца, пробила стену и там, в одной комнате, похоронила всех скопом. А вот третий взвод успел добежать. Но в атаке бойцы заскочили в один подъезд, их командир Стулов - в другой.
Капитан Палагин, друг Стулова, бился в истерике:
- Связист! Вперед за Стуловым!!!
- Не могу!
- Мне нужна с ним связь!
- Нет!
- Да как нет! Там твой командир!!!
- Не могу, у меня ребенок, семья.
Связист побежал. Но и он перепутал подъезд, заскочил туда, где засели солдаты. Палагин прыгнул в БМП, выскочил на открытое место и выпустил боекомплект по верхним этажам здания. Лестничные пролеты стали рушиться вниз. А в это время в доме шел бой. Стулов стрелял вверх в своем подъезде, солдаты - в своем. Перебежать невозможно. Рядом, за углом, стоял еще один дом, тоже занятый боевиками. И они все поливали свинцом.
- Давайте взорвем стену!
- А если он там, за стеной? Каюк?
- Давайте по-другому попробуем!
Бойцы за десять минут выскребли в стенке дыру штык-ножами. Стулов в нее и пролез. Дом взяли. Закрепились. Подтянули штаб батальона. Стали смотреть вокруг. Палагин схватил Стулова за рукав:
- Ты видишь?
- Нет.
- Смотри, вот товарищ дает!
Вдоль углового дома, занятого боевиками, аккуратно пробирался десантник.
С автоматом на груди, в каске, обтянутой куском маскировочной сети. Циничная пехота делала ставки: дойдет - не дойдет. А десантник, прижимаясь к стене спиной, прошел до конца дома, нахально заглянул за угол. Один раз, другой. И таким же манером, не торопясь, вернулся обратно.
Комбат Долговидов за десантником не наблюдал. Ему надо было эвакуировать раненого. Госпиталь развернули недалеко, в подвале.
- Палагин, посмотри там, как его перенести.
Как стемнело, бойцы положили раненого на обгоревшую дверь и понесли. Вел их Палагин. Дорог не было, все пространство оказалось засыпано кирпичом и кусками бетона. Дошли до нужного места, чертыхаясь, спустили раненого по лестнице вниз. В маленьком закутке курил доктор.
- Раненого принесли.
- Хорошо. Положите там.
Все свободное пространство подвала было забито носилками. Развернулись, пошли обратно". (Сладков А. Обратная сторона войны. - Москва:Издательство "Э", 2015. Стр.122-125.
Во второй половине января батальон 135 омсбр , в числе прочих подразделений, переместился к набережной реки Сунжа в район грозненского цирка.

Красным отмечены три девятиэтажки, отсутствующие на фотографии, в одной из которых базировался батальон и разведвзвод
Рядовой В.Иванюгин: Батальон стоял в жилом квартале, а мы, разведка, в цирке. В районе цирка была позиционная война, "чехи" пугали нас миномётами, и снайперы у них с чердаков работали. В ночь от нас "секрет" уходил к самой Сунже, располагались лицом к «Шанхаю», анашовскому району за рекой. Почему анашовский район? Когда позже мы туда переправлялись увидели, что «дурь» чуть ли не в каждом сарае мешками стояла.
Как раз из этих КПВТ, что на видео, нас в девятиэтажке у кинотеатра и лупили! Пулемет "чехи" под куполом установили с мешками песка для противовеса, с приваренными ручками как на мотоцикле.
Потом возле цирка нас снимали на видеокамеру, я маме привет передавал...
Из описания боя: "Город Грозный освободили шестого февраля, большая битва закончилась, но война шагала дальше, в сторону гор. <...> Мы (съемочная группа тележурналиста А.Сладкова) переместились на "Северный" и устроились в хозяйстве 135-й мотострелковой бригады. Один ее батальон стоял в городе, возле цирка, остальные были здесь, на подхвате". (Там же. Стр.112)
"Батальон 135-й бригады все еще стоял возле цирка. Его роты, взводы квартировали в покинутых жителями высотных домах. От безделья солдаты начинали попивать и хулиганить. И офицеры тоже. Вот тут Черный Плащ и Палагин заключили пари. Один доказывал другому, что проплывет по руслу Сунжи против течения пятьсот метроа. На лодке. Второй сомневался. На кон была поставлена стрижка. Проигравший выскабливает себя налысо. В принципе, задача-то не из сложных.. В мирное время. А тут есть закавыка. Тот берег чужой, там боевики. Но спор есть спор, офицеры уже завелись. Палагин уложил в грязи гнездо из шикарных домашних ковров, подогнал бочку с водой, установил табуретку, принес белую простыню, ножницы, опасную бритву и даже зеркало. Черный плащ спустил на воду резиновую лодку и приготовил весла. Не забыли про безопасность. Вдоль маршрута, пушками вперед, на берег выползли три БМП. Наладили связь. Спорщики взяли рациии.
- "Фреза-два", "Фреза-два", "Фреза-три". Начинаю заплыв!
- Я "Фреза-два", наблюдаю!
Черный плащ заработал веслами. На соседнем берегу закопошились.
- "Фреза-два"! Прошел четверть маршрута!
- Наблюдаю!
Лодку непредвиденно сносило к вражескому берегу. В эфире появился комбат Долговидов. Даже сквозь трескотню помех было слышно, как он удивлен.
- Это "Фреза-один"! Что у вас там происходит?
- Эээ... Соревнования!
И тут началась война. В сторону Сунжи полетели пули, в сторону БМП - гранаты из гранатометов. Боевики решили, что федералы пошли в атаку, и стали обороняться. Река покрылась фонтанчиками от пуль. Черный плащ молотил веслами, но лодка сдувалась. Он причалил к противоположному берегу и залег. БМП открыли ответный огонь. В воду сползла "мотолыга", вездеход. Машина пересекла русло, приняла на борт промокшего спорщика и быстро вернулась назад. В итоге: потерь не было, Черный Плащ стричься налысо отказался.
Батальон скучал без работы. Во дворах возле цирка солдаты грелись у больших трескучих костров, развалившись на шикарных домашних креслах и на диванах. Рядом алели цветы на могилах жителей, захороненных под окнами своих квартир. Вообще мертвых тел по городк встречалось много. Горожане выносили их из развалин и выкладывали поперек дорог, в надежде, что военные МЧС заберут, отвезут куда надо. Колодцы пугали обглоданными человеческими черепами. Стаи собак питались трупам". (Там же. Стр.133-135)
Комментарии
Отправить комментарий