Зыков Игорь Александрович в/ч 69771 УрВО, 276 МСП, командир 1 т. роты ,2 МСР, экипажа танка Т-72Б № 416 ст. л-т. Погиб 1 января 1995 г в г.Грозном..

 

Зыков Игорь Александрович 







Зыковский танк 416-й.Бойцы 8 БРОН, нашли его тело возле пролома в заборе за этим зданием.

1971 года рождения, ст. лейтенант из 1 танковой роты, в вооруженных силах с 1988 г.. . Выполнял воинский долг на территории Чеченской республики в составе в/ч 69771 34 МСД  с 23.12.1994 г. Погиб 1 января 1995 г. Похоронен в г. Первоуральске. Награждён Орденом Мужества. В память об Игоре в вестибюле средней школы № 10 установлена мемориальная доска. Его имя увековечено на памятнике в г. Первоуральск и на мемориале "Чёрный тюльпан" в г. Екатеринбург Свердловской области.

Из дневника начальника связи танкового батальона 276 мсп старшего лейтенанта С. Тарана (31.12.94 – 1.1.1995 г г. Садовое, Пролетарское)

31.12.1994 год
... Пропустив три первые машины разведчиков, подожгли из гранатометов почти сразу 6 БМП, отрезав тем самым обратную дорогу разведчикам. ЗКП, п/п-к Смолкин отдал приказ Вовке Рулеву открыть огонь по зданию, оказавшемуся школой, по нему тоже сразу открыли огонь из гранатометов. К нам прошла информация, что у них в танке заклинила башня, и экипаж пехота забрала. Игорь Зыков, ехавший за Смолкиным, два раза, можно сказать, спасал его. Сначала прикрыл корпусом его БТР от пулемета, который танку, в отличие от БТРа, особого вреда не причинит, а потом вышел вперед него и нарвался на мину. Миной у него вынесло первый правый каток и наполовину разломало три трака с внутренней стороны, но гуску не разорвало, и он своим ходом вышел обратно. Уже вернувшись обратно и еще не остыв от боя, Игореха выскочил из танка и стал поливать из автомата каких-то с виду мирных чеченцев. Коле Горячану пришлось его успокаивать. Я подошел к Игорю, когда он поехал к КП батальона, рассивер на пушке, коробки активной брони на переднем наклонном листе продырявлены пулями, катка нет, но он сам выглядит бодро, в глазах огонек. То же самое можно сказать об экипаже – наводчик Сафронов и механик Чифаров. Это их первое боевое крещение.

1 января 1995 г.


1) Танк №418

Танк №418 был подбит сразу: "Танк, в котором механиком-водителем был рядовой Егор [Викторович] Артемьев, в числе первых продвигался по улицам города Грозного, прикрывая своим корпусом боевых товарищей Егора и колонну с боеприпасами. Со всех окон окружавших домов противник вёл шквальный огонь по танковой группе. Егор и его экипаж проявили мужество и героизм, приняв весь огонь на себя. Они дали возможность своим товарищам уйти из-под огня, спасли колонну с боеприпасами. Танк Егора был подбит выстрелом из гранатомёта, загорелся. В корпусе танка произошел взрыв, сдетонировал боекомплект. В результате взрыва башню танка сорвало с места крепления и отбросило в сторону на 10 метров. Все это произошло в считанные секунды и никто из экипажа не успел покинуть танк..."
2) танк №439

Второму танку удалось вывернуть на соседнюю улицу: "Экипаж танка №439 (Минулин, Колдышев) 31.12.94 г. вышел в составе бронегруппы для сопровождения б/п в район ж/д вокзала г. Грозный <...>. Подбитый танк №439 обнаружен в г. Грозный на перекрёстке ул. Комсомольская-Никитина в районе цирка. Тело Казиханова не обнаружено. Останки Минулина опознаны в спеццентре г. Ростова, Колдышев освобождён из плена."
 
3) танк Т-72Б  № 416  Зыков Игорь Александрович
Более повезло третьему танку - ему удалось вырваться с места засады.

4) Судьба четвёртого танка пока не известна

4 машины из 1 тр. во главе с Игорем Зыковым уехали в город с задачей сопровождать колонну с боеприпасами, а после обеда пришло сообщение, что они были атакованы гранатометчиками, которыми буквально кишит город. Все танки обстреляны и зажжены, об экипажах никаких известий, и, как это ни прискорбно, все, очевидно, погибли. Это еще один жестокий удар по нам, буквально совершенно выбивающий из колеи. Экипаж Зыкова с первого выстрела подбил 100-мм противотанковую пушку МТ-12, замаскированную в частных гаражах.Танк командира роты в ходе боя прикрыл корпусом от огня дудаевцев бронетранспортер заместителя командира полка подполковника Смолкина, руководившего боем, а затем наехал на мину, взрывом которой вырвало первый каток с правой стороны. Однако гусеница не разорвалась и машина сама вышла из боя. Командир роты вместе с экипажем пересел на танк № 416. Однако несмотря на все усилия, 1-й мсб не смог преодолеть сопротивления боевиков и к 14.30 отошел на 1 километр севернее Садового, где перешел к обороне района: отметка 280,3 – перекресток дорог – отметка 41,2.

Я видел, как старшина роты Игоря пытался сдержать слезы, ведь они успели тесно сдружиться, но у него ничего не получилось. Подошел к Коле, хотел что-нибудь сказать, но что я мог сказать, у самого было состояние не лучше – просто притянул его голову к своему плечу, сжал его руку и отошел. Каждый переживает смерть друга в одиночку.

Убеждаюсь, что танк с БМП не идет ни в какое сравнение. Видели по пути стоящий «Урал», подорвавшийся на мине. У него было вырвано переднее правое колесо и правая сторона двигателя. Вообще много сгоревшей и неисправной брошенной техники. Приехали обратно, стали строить батальон в колонну, и тут я увидел, что возле одной из машин собрались наши танкисты. Подошел, а там стоит солдат, и все вокруг него, слушают, что он говорит. Сам весь аж черный, закопченный, не узнать. Оказалось, что это механик-водитель Зыкова, – Чуфаров Сергей. Он рассказал, что в их танк 4 раза попали из гранатомета, после четвертого раза он врезался в здание, его оглушило, но он смог выбраться из машины и заполз под днище танка. Слышал, как чеченцы залазили на машину, заглядывали в башню, но экипаж не вытаскивали и не стреляли. Так что есть надежда, что может они были просто контужены и без сознания, может, остались в живых, в плену, может. Наводчик Игоря – Сафронов – тоже женат, ребенок есть. Жена каждую неделю письма писала.

Механик-водитель танка №416 рядовой Сергей Чуфаров: "К нам пристроились два БМП. Я разогнал танк и на полном ходу повернул налево. Вдруг удар. Справа. Я говорю: "Товарищ старший лейтенант, в нас попали". А командир мне: "Какой я тебе старший лейтенант. Теперь я тебе просто Игорь. Давай, Серёжа, вывози". Я на шестую уже переключился, как все приборы погасли. Запахло дымом, танк горел. Я примерно дорогу определил, начал набирать обороты. Вижу, пушка взяла цель - значит они [кто?] там, в башне стреляют еще. Я на седьмую переключился. Тут перед нами подбитая БМП поперек улицы Я на полном ходу в неё ударил. Надо было расчистить дорогу. БМП отлетела метров на пятнадцать. Но наш танк тоже встал. По нам снова стали стрелять. Я поглядел назад: командир роты на пушку откинулся. Танк заглох, все датчики упали. Я открыл люк - перед лицом взрыв. Я - скорее под брюхо танка. Лежу. Рядом с танком человек пятнадцать боевиков ждут, когда огонь на танке догорит. Дождались, залезли на танк стали шмонать: "О, старший лейтенант". Тут вдруг из проулка какой-то наш боец выскакивает с пулемётом. Залёг и по тем, кто на танке, давай шмалять... Эти, с танка, убежали... За день ещё два раза приходили какие-то боевики. Последние пошли в соседний дом многоэтажный, снайпера выставили в окне за танком наблюдать. Я дождался темноты и вылез. Снял шлемофон, автомат на плечо и потопал. Метров двести от танка отошел - трое идут навстречу: "Аллах акбар". Я ответил "Аллах акбар". Они мне ещё что-то гыр-гыр по-своему. Я на колено присел и завалил всех трёх. Потом шёл, пока не вышел за город. Увидел танковый след. По этому следу и вышел на какую-то нашу часть... Они меня оставляли, но я сказал, что в свой полк хочу. Через два дня приехал комбат и забрал меня

 Нач.связи тб 276 мсп ст.лейтенант Сергей Анатольевич Таран: "Стоит солдат, и все вокруг него, слушают, что он говорит. Сам весь аж чёрный, закопченный, не узнать. Оказалось, что это механик-водитель Зыкова, - Чуфаров. Он рассказал, что в их танк [№ 416] 4 раза попали из гранатомёта, после четвёртого раза он врезался в здание, его оглушило, но он смог выбраться из машины и заполз под днище танка. Слышал, как чеченцы залазили на машину, заглядывали в башню, но экипаж не вытаскивали и не стреляли. <...>

Серега Чуфаров пока сидел под танком слышал, что у чеченцев есть как бы позывной или приветствие, звучащее: «Аксаларда!», решив после 3-х часов, что дальше лежать бессмысленно, снял шлемофон и, не таясь, словно свой, пошел по улице, они ведь все в основном ходят в военной форме. Здесь ему навстречу попались 3 чеченца, крикнули свое приветствие, он им ответил, а когда подошли поближе, присел на колено и срезал их очередью из своего АКС-74У. Хоть трех скотов за своих убрал. Обратно к своим выходил тоже по горам, шел на день дольше Сани Погорелова. И опять просится, чтобы посадили на машину и отправили туда, за ротным. Вот какие у нас служат мужики...

Экипаж 416

Командир этого экипажа – командир 1 т. роты ст. л-т Зыков погиб в первый день войны, в первый день Нового 1995 года. Наводчик – командир танка мл. с-т Сафронов – 1 год и 3 месяца находился в плену. Механик-водитель – рядовой Чуфаров вышел из боя ночью к своим. Продолжал участие в боях. Жив.

Может быть, судьба этого экипажа не самая уникальная. Но она и не самая простая. Каждый из танкистов был обречен, ибо танк представляет собой на поле боя наиболее удобную мишень. И вся огневая мощь противника всегда направлена на уничтожение танков. Однако, танкисты, хорошо понимая это, выполнили свой долг. До конца.

Обстоятельства: Экипаж танка № 416 (Зыков, Сафронов, Чуфаров) 1.01.95 вышел в составе бронегруппы, наряженной для сопровождения боеприпасов для 131 майкопской бригады в район ж.д. вокзала г. Грозный.  

Механик-водитель танка №416 рядовой Сергей Чуфаров: "В город залетели на полном ходу. Впереди меня два танка - 18 и 39. Только улицу проехали, БМП втиснулась. Тут по нам стали стрелять. Мы тоже стали. Расстреляли боекомплект. Добрались до железнодорожных путей [перекрёсток ул. Маяковского / ул. Поповича?]. Командир роты [ст.лейтенант И.А. Зыков] сказал, надо выходить назад. Загрузили в конвейер оставшиеся шесть снарядов. Карты не было. Стали выходить куда попало."

Выписка из журнала боевых действий 276 мсп

«1.01.95 г. ... В 2.00 поступило распоряжение по выделению охранения для сопровождения колонны с боеприпасами в район ж.д. вокзала г. Грозный. В 8.00 2 мср с 1 тр (без 2-х взводов) убыла для выполнения боевой задачи. В 12.30 было получено последнее радиодонесение, затем связь с ротой прервалась...»

1.01.95 на перекрестке улиц Старопромысловское шоссе – Алтайская за мостом танк был подбит. Произошло это 1 января после 16:00, когда танк Зыкова также пытался прорваться из центра города. Произошло это на значительном отдалении от железнодорожного вокзала и «Президентского дворца».



Дополнительные сведения: Удалось выйти в расположение полка механику-водителю ряд. Чуфарову. Ст.л-т Зыков, мл. с-т Сафронов предположительно в плену.

Из радиообмена от 17.1.95 г. (Гостиница «Кавказ» – Президентский дворец)

«Праведник» (предположительно А. Масхадов): « ... Мы Ваш полк знаем, уже встречались, решите вопрос с командованием – два часа без стрельбы, мы забираем убитых и раненых с площади, а вам отдаем пленных из ваших...»
«Перец»: «... с какого полка?»
...: «с 276-го, Сафронов»
«Перец»: «... назови фамилию механика»
...: «Чуфаров»
«Перец»: «Как звали командира?»
...: «Игорь»
«Перец»: «... Зыков жив?»
...: « ... погиб... »

(Тело командира 1 тр старшего лейтенанта Игоря Зыкова позже было опознано женой в госпитале г. Ростова-на-Дону).

Конец февраля 1996 года. Из района Старые Атаги пришло сообщение от корреспондента газеты «Лос Анжелос» Мэтта Бийенса (буквально):

«Он (Сафронов) жив, здоров у дома стариков – Муса и Матуса Яндарбиев. Он еще жив, но ополченцы приглашают вас приезжать к нему. Он один». Мать привезла его домой только весной 1996 г. 1 год и 3 месяца Сергей был в плену.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Михаил Назаров 276 мсп. Чечня 1996 год. Груз 200, Чечня в огне.1.5.1996 год. Песни бойца под гитару.

Олег Юрьевич Цоков .Командир Севастопольского мотострелкового полка в Чечне.

В окрестностях Харсеноя.Казнь военнослужащих 245 мсп в/ч 62892 в 1996 году.