Щепин Юрий Юрьевич.
Капитан. Комроты. Род. 30.01.1968. г. Южно-Сахалинск, Сахалинская обл. Погиб 01.01.1995. Похоронен в г. Майкоп, Адыгея. Награды: Орден Мужества (посмертно). (Примечание: Сын генерал-лейтенанта Щепина Ю.Ф. Жена Щепина Елена Николаевна. Урождённая Гальчишак. В командировку вызвался сам, хотя мог избежать этого. 1 января 1995 года погиб, прикрывая отход раненых товарищей. Прожил: 26 лет 11 месяцев 6 дней
«В 6.00 31 декабря 1994 года личному составу бригады была поставлена боевая задача — выдвинуться и закрепиться в районе совхоза “Родина” севернее г. Грозный».
Во время движения от колонны отстал танк Т-72А № 510 командира 1-й танковой роты капитана Юрия Щепи-на. Машина застряла в одном из многочисленных каналов. Самостоятельно выбраться не удалось — пришлось дожидаться помощи.
Валерий Елисеев, и. о. механика-водителя танка Т-72А №510, старший лейтенант:
— Приехал Серега Деев на БТС (тягач на базе танка Т-44М либо Т-54. — Прим. авт.), зацепил нас лебедкой и вытащил. И мы вместе с ним отправились догонять наших. Вклинились в какую-то колонну и, в конце концов, догнали своих.
К 15 часам на привокзальную площадь вышли танки 1-й танковой роты, сопровождавшие колонну 2-го штурмового отряда 131-й бригады.
Валерий Елисеев, и. о. механика-водителя танка Т-72А № 510, старший лейтенант:
— Доехали до вокзала, встали на площади…
31.12.1994 комбриг Савин И.А. поставил задачу и.о. командира 1-й танковой роты капитану Щепину Ю.Ю. своими танками разрушить бетонный забор, огораживающий "стройку" рядом с вокзалом, чтобы боевики не могли скрытно сосредоточиться на левом фланге бригады. Его Т-72А № 510 и танк старшего лейтенанта Суфрадзе А.А. № 512 были отправлены выполнять приказ. После выполнения приказа танк Т-72А № 510 встал прямо на привокзальной площади, когда в крышу его люка попала граната от РПГ. Осколки проникли внутрь башни и капитан Щепин Ю.Ю. получил смертельное ранение в голову и грудь. По словам старшего лейтенанта бригады В. Елисеева, у Щепина был разорван шлемофон и вся голова посечена осколками. Старшие лейтенанты Суфрадзе А.А. и В. Елисеев перетащили раненого капитана в медицинский пункт на вокзале, где он скончался утром 1 января, не приходя в сознание.);
У наводчика-оператора Т-72А № 510 рядового Вячеслава Кузнецова возникли неполадки с боевой частью — орудие танка опустилось на люк механика-водителя. Несмотря на все усилия, исправить положение рядовой Вячеслав Кузнецов не смог. Тогда капитан Юрий Щепин принял решение поменяться с ним местами. Пересев на место наводчика, Щепин не закрыл люк, оставив его в вертикальном положении. Он уже устранил неисправность, однако в крышку люка попала граната РПГ. Осколки проникли внутрь башни, капитан Юрий Щепин получил смертельное ранение в голову и грудь.
Валерий Елисеев, и. о. механика-водителя танка Т-72 А № 510, старший лейтенант:
— Шлемофон разлетелся. Вата, кровь… И голова вся разбитая…
Старший лейтенант Елисеев и рядовой Кузнецов попытались вытащить из танка еще живого капитана Щепина. На помощь подоспели старший лейтенант Суфрадзе, капитаны Воробьёв и Чёрный, прикрывая огнем эвакуацию раненого товарища.
Валерий Елисеев, и. о. механика-водителя танка Т-72 А № 510, старший лейтенант:
— Мы с Суфрадзе его вытащили ремнями. Щепин еще дышал, но мы решили, что он уже погиб, и сообщили о его гибели по рации…
Раненого отнесли в медицинский пункт на вокзале, где он скончался утром 1 января, не приходя в сознание.
Восполнять отсутствие практических навыков у рядового состава приходилось офицерам бригады. В танковом батальоне почти все офицеры вынуждены были сами садиться на места наводчиков и механиков-водителей, заменяя собой неопытных бойцов. Так, например, капитан Андрей Чёрный и старший лейтенант Юрий Морозов, помимо выполнения своих прямых обязанностей командиров подразделений, находились на местах операторов-наводчиков и вели огонь из основного вооружения танков, за рычагами машин сидели старшие лейтенанты Валерий Елисеев (Т-72А № 510), Валерий Чуванов (Т-72А № 549) и Виталий Данилов (Т-72А № 512). Не взял в Грозный молодого механика-водителя рядового Александра Селиванова и сел на его место старший прапорщик Анатолий Жорник (БРЭМ-1 № 504). В таких условиях на командиров боевых машин ложилась двойная нагрузка.
Наводчик-оператор танка Т-72А № 517 рядовой Денис Шачнев рассказывает:
Теперь мы и жили в танках. В них было теплее, чем в палатках. Бригада продолжала продвигаться вперед, для нас – в неизвестном направлении. С перевала мы ушли и вышли к окраинам города Грозный, где и окопались. Здесь уже было не так холодно, как на перевале – не было ни метелей, ни снега, зато грязь оказалась непролазной. Такой глины я нигде в жизни больше не встречал! К сапогам словно гири подвешивали – такая она была липкая. Глядя в прицел орудия танка, я отчетливо мог видеть аэропорт «Грозный-Северный». В 200-300 метрах от нашего танка, в капонире расположился Т-72А № 510 капитана Ю. Щепина. Он был командиром танка и исполнял обязанности командира 1-й танковой роты. Незадолго до входа в город он приказал нам вырыть для него блиндаж, так как все в бригаде полагали, что до Нового года в Грозный входить не будем. И мы посменно, парами, ходили рыть яму для блиндажа. Однажды он приехал проверить работу, а мы яму еще не выкопали полностью! А у меня, ко всему прочему, от грязи на спине чирей вскочил – передвигаться нормально невозможно! Щепин раскричался, стал нас «строить»! Блиндаж мы так ему и не построили – не успели, вошли в Грозный. Погиб капитан Щепин на привокзальной площади. Их танк получил прямое попадание из РПГ в люк башни. Щепин ехал по-походному на месте наводчика-оператора, и был тяжело ранен осколками в грудь и голову. Из экипажа капитана Щепина при этом попадании никто больше самого не пострадал. Ротного, ещё живого доставили в лазарет на вокзале, но ранение оказалось очень тяжелым, и утром 1 января 1995 г. Юрий Щепин скончался.
Танк № 510 (Подбит на привокзальной площади 31.12.94 г. Вероятно, впоследствии восстановлен)
кт – к-н Щепин Ю.Ю.
но – р. Кузнецов В.К.
мв – ст. л-т Елисеев В.И.
Комментарии
Отправить комментарий