(ст.А.Чикунов) песни под гитару в Чечне.



Госпиталя (ст.А.Чикунов)


Госпиталя. И боль, и смрад. И кровь, и стоны.
В бреду кричит сосед сержант: "Подай патроны!"
В сестёр влюблялись и врачей вполне серьезно.
И все хотели поскорей,
И все хотели поскорей туда, на Грозный.

Остались братцы наши там. Кто пал, кто дышит.
Давай, водила, по газам, а вдруг услышат.
Под траки полегла трава, моторы пели.
Браня горела, как дрова,
Броня горела, как дрова, мы не сгорели.

За залпом залпы лупит "Град". Отходим снова.
По книжкам знали Сталинград сорок второго.
Бьют из разрушанных домов прямой наводкой.
Прикрыть бы только пацанов,
Прикрыть бы только пацанов - сплошь первогодков.

Здесь трусов нет, нет подлецов - в тылу остались.
А были, так в конце концов поразбежались.
Нет пьяных на передовой. Пусть врут с надрывом.
Пьяны в купели огневой,
Пьяны в купели огневой мы от разрывов.

Госпиталя. И боль и смрад. И кровь и стоны.
В бреду кричит сосед сержант: "Подай патроны!"
Остались братцы наши там. Кто пал, кто дышит.
Давай, водила, по газам, а вдруг услышат.
А вдруг услышат... 





— Так вы и есть тот самый Чикунов?! — генералу не удалось скрыть своего радостного удивления. Он вышел из-за стола, чтобы пожать полковнику руку, чувства настолько его переполняли, что он крепко обнял гостя, по-товарищески похлопал его по плечу.
— Какой тот самый? — удивился в свою очередь Сан Саныч.
— Ну тот, который на кассете с «чеченскими» песнями.
— Да, — проговорил офицер, — вроде того...
Такое у него присловье — «вроде того».
Встреча та случилась недавно в Санкт-Петербурге — начальник ГУВД генерал-майор Анатолий Пониделко радушно принимал участников и гостей фестиваля «Милосердие белых ночей».
Гостей было много, только участников конкурса авторской песни — тридцать человек. Сотрудники органов внутренних дел уже прошли строгий отбор на своем фестивале в Казани, то есть в Питер приехали самые-самые. Из внутренних войск было всего трое. Но зато какие! Из шести лауреатских дипломов взяли два. Правда, те, кто знает полковника Александра Чикунова и сержанта Марианну Захарову, ничуть не сомневались, что они получат на конкурсе дипломы.
Сан Санычу из-за его страшной служебной загруженности редко выпадает возможность выступить перед любителями авторской песни. Но уж если берет он в руки гитару, то бередит душу до слез. Выступал в госпиталях — во Владикавказском и Главном клиническом внутренних войск, пел в престижном зале Центрального дома литераторов, в частях Московского гарнизона, в военных училищах. Кассета «Ты изменила нас, война», на которой представлены три войсковых барда — полковник А.Чикунов, сержант М.Захарова и подполковник В.Молоканов, во внутренних войсках нарасхват. Уже ходят по всему СНГ пиратские копии, уже записывают услышанные песни на свой лад другие авторы. Сан Саныча знают по его работам и говорят: «Это тот, который написал «Госпиталя», «Родина, не предавай меня!», «Ханкала»...» Причем, знают его творчество не только благодарные и отзывчивые войсковые слушатели, но и те, кто прошел теми же дорогами, что и он — Фергана, Карабах, Осетия, Ингушетия, Чечня. Поэт-песенник Михаил Танич пригласил офицера на свой фестиваль «Песня на воле». Казалось бы, тюремно-лесоповальная тематика должна была отпугнуть. Но Сан Саныча на испуг не возьмешь — не только согласился выступить, но и покорил всех своими текстами и исполнением. Облагородил своим участием концерт, получил два диплома. Его заинтересованно слушали Булат Окуджава, Александр Городницкий, Юрий Шевчук и Александр Розенбаум. И не просто хвалили, но вполне на равных, как коллеги, обсуждали творчество военного исполнителя. Так приходят популярность, признание, авторитет.
Как боевой офицер и как автор-исполнитель своих песен он честолюбив без тщеславия. Никогда не гонится за наградами — они сами приходят с годами. У него богатая событиями походная судьба. В подтверждение — два боевых ордена: советский «За личное мужество» и российский орден Мужества. Еще — два «кавказских креста», «За отличие в службе» I степени вручил ему генерал Анатолий Романов, причем — одному из первых в войсках. Приложение к наградам — пять нашивок за ранения и контузии. Дипломов за гитарно-песенное творчество тоже собралось изрядно. И они не за здорово живешь получены...
Каждую свою новую песню он долго вынашивает, прежде чем ее услышит публика. Поначалу «обкатывает» в тесном кругу боевых друзей. Знает, что эти первые слушатели — самые строгие и самые справедливые, они не простят фальши, но охотно помогут найти верное слово в тексте, нужную тональность в мелодии. Сан Саныч знает, чей опыт, чей чуткий слух, чье сердце поможет создать законченное неповторимое произведение. Прислушается. Потом они замучают Сан Саныча просьбами спеть ту самую «вещь». И в ...надцатый раз он возьмет гитару, подаренную ему во владикавказском госпитале, где лежал после контузии зимой 95-го, огладит ладонью ее плавные линии, вглядится в нацарапанные на лакированной, но уже изрядно вытертой в походах, в трещинах-шрамах гитарной деке автографы друзей — Героя России капитана морпехов Полковникова, войскового разведчика старлея Вовченко, комбрига полковника Денисова, солдата ВДВ Жильцова... «Когда-нибудь встретимся!» — нацарапано категорично. С кем-то встречаются, а вот с генералом Скобелевым уже не придется — трагически погиб на Кавказе...
Поет Сан Саныч о павших, поет для живых, поет в День Победы и в чью-то скорбную годовщину. Пишет новые песни — на стихи погибшего в Чечне военного журналиста Анатолия Ягодина, например. А когда увидел первый номер журнала «Братишка», пообещал: «Напишу про братишек. Но не сразу — обмозговать, вроде того, надо».
Сдержал свое обещание Сан Саныч.
Братишка, браток
— Как называть вас теперь,
Тех, кто под пулями был.
Кто, опьянев от потерь,
Рядом со смертью ходил.
Снится опять и опять
Этот закат на крови.
Как вас теперь называть?

— Братьями нас назови.
Не привыкли мы к одиночеству.
Намекни о нас между строк.
Не по имени, не по отчеству.
Можно просто — братишка, браток.

— Как вас теперь называть,
Тех, кто прошел этот ад.
Может, иным не понять,
Что виноват не солдат.
Снятся опять и опять
Эти свинцовые сны.
Как вас теперь называть,
Тех, кто вернулся с войны?

Братству ты нашему не изменил
И оставил последний глоток.
— Называй меня не по имени,
А как прежде — братишка, браток.

— Как вас теперь называть,
Тех, кто остались в плену?
Память нельзя оборвать,
Совесть нельзя обмануть.
Вас победить не смогли,
Проще предать и продать.
Дети российской земли,
Как вас теперь называть?

Ах как хочется, очень хочется
Этой горной воды хоть глоток.
— Не по имени, не по отчеству,
А как надо — братишка, браток.

— Как вас теперь называть,
Кто не вернулся с войны?
Вас никому не обнять,
Братья, мужья и сыны.
Павшие не поют,
Третьим тостом — помолчим.
Тем, кто остался в бою,
Память свою отдадим.

По приказу ли, по призванию
Мы свое всегда отстоим,
Не по должности, не по званию,
Вы военные братья мои.

Полковник Александр ЧИКУНОВ, февраль 1997 г.
Борис КАРПОВ
Фото Владимира НИКОЛАЙЧУКА

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Михаил Назаров 276 мсп. Чечня 1996 год. Груз 200, Чечня в огне.1.5.1996 год. Песни бойца под гитару.

Олег Юрьевич Цоков .Командир Севастопольского мотострелкового полка в Чечне.

В окрестностях Харсеноя.Казнь военнослужащих 245 мсп в/ч 62892 в 1996 году.