Последние три дня января 1995 года. 8-й гвардейский армейский корпус генерала Льва Рохлина.Чечня.




Из фронтового блокнота

 

Вглядитесь в лица этих солдат... Это уже не просто мальчишки. Судьбе было угодно в один момент превратить их в настоящих мужчин. Это героические защитники единства и целостности России, честь, гордость и надежда Отчизны.
Вступая в Грозный, они не малодушничали, не трусили, ни разу не отступили. Именно эти качества отличают каждого бойца 8-го гвардейского корпуса генерала Рохлина. В народе говорят: солдат войну не выбирает, он только выполняет приказ, оставаясь верным присяге и воинскому долгу. Каждому из этих парней, с которыми встречался на передовой, я задавал один и тот же вопрос: чувство стра-ха — насколько оно сильно? И ребята откровенно признавались, что оно было и остаётся. Его не ведает лишь тот, кто не знает, что такое свист пуль и осколков над головой, кто не склонялся над телом друга, который не вернулся из боя...
О каждом из гвардейцев Рохлина можно написать отдельную статью. Все они этого достойны. Но в сложных условиях передовой, где не смолкает канонада взрывов, бойцам не до долгих бесед с корреспондентом, желающим узнать о них как можно больше. Наш сегодняшний рассказ о солдатах — лишь несколько штрихов армейских будней троих героев.
АЛЕКСЕЙ. Наш земляк. Младший сержант. Водитель машины передвижного медпункта корпуса. Новый год «встречал» уже в Грозном.
— Война — это страшное дело, — говорит Алёша, — здесь погиб мой друг. Служили с ним с первых дней, и вдруг — такое... Я ведь вожу медпункт, в который поступают раненые с передовой. Видел, как ребята мучаются и умирают... Это очень тяжело... Тому, кто здесь не был, трудно даже представить, что тут происходит...
— Что передать родителям, когда вернусь из Грозного?
— Большой привет от меня. Пусть не волнуются. И ещё — чтобы мама не болела...
Выполняя просьбу Алёши, позвонил его маме, сообщил, что он жив и здоров. В трубке раздался рыдающий голос:
— Как я вам благодарна за это известие! Сначала, правда, испугалась, думала — что-то плохое... Мы ведь ничего не знаем о сыне: где он, что с ним, жив ли, здоров ли... Никто, куда бы мы ни обращались, ничего толком сказать нам не мог...
Узнав, что я не только видел Алёшу, общался с ним, но даже записал короткое интервью, Наталья Константиновна попросила меня, если можно, дать ей послушать по телефону ту запись. Я приставил трубку к диктофону, и зазвучал голос её сына...
Завершая наш разговор, я сказал Алёшиной матери, что она по праву может гордиться сыном — смелым, отличным парнем. Сказал, что он награждён медалью «За отличие в воинской службе».
— Да зачем мне его медаль?! — воскликнула в сердцах растроганная женщина. — Мне нужно только, чтобы он вернулся живым и здоровым с этой проклятой войны!
И она в принципе права: никакая, даже самая высокая награда не стоит человеческой жизни. Но тем не менее вспоминаю, как бережно вынимал Алёша из кармана заветную коробочку с боевой наградой, когда я решил его сфотографировать. Помню, как прикручивал он медаль к гимнастёрке и распахивал полы бушлата, чтобы мама увидела на снимке, какой у неё сын-солдат...
ЮРИЙ. Тоже наш земляк. Рядовой. Гранатомётчик 255-го полка. Красивый, жизнерадостный парень. Он первым откликнулся на моё предложение опубликовать в нашей газете открытое письмо своей матери, ведь на фронте ребятам не до писем.
На следующий день после выхода газеты в редакции раздался телефонный звонок. Звонила сестра Юры Ольга.
— Если бы вы знали, как мы благодарны вашей газете за то, как вы освещаете события в Чечне! И особенно — за фотографию Юры и его письмо! Увидели с мамой и не поверили своим глазам! У нас ведь не было никаких сведений о нём! И вдруг такой подарок!
Кто читал и помнит письмо Юры в «Волгоградской правде», наверное, обратил внимание на то, с каким трепетом говорил солдат о своих близких, особенно о племяннице-первокласснице...
— А дочка у меня — отличница, — сообщила Ольга. — Так что пусть наш солдатик не волнуется. Ждём его домой!
ДМИТРИЙ. Родом из Башкортостана. Рядовой 33-го полка. Я встретил его на блокпосту на передовой. До возвращения в Центральный пункт боевого управления Северной группировки войск у меня оставалось всего пятнадцать минут. И разговор наш с ним был короткий.
— Ну как, браток, дела? Почём фунт солдатского лиха?
— Война... — неопределённо ответил боец и, помолчав немного, горестно сообщил: — Вчера стояли на посту втроём, а сегодня нас уже двое... Одного парня убили... А мы с ним вместе служили в Калининградской области, вместе влились в наш 33-й полк с пополнением.
— Родители-то знают, что ты тут?
— Нет. Писал, что едем в командировку. А куда конкретно — и сам не знал. Ну, а тут, как видите, не до писем. День и ночь стрельба со всех сторон...
Я протянул солдату свой блокнот и ручку.
— Быстро пиши, если хочешь. Завтра я возвращаюсь в Волгоград. Отправлю письмо родителям.
Солдатик протянул загрубевшую, с негнущимися пальцами руку, взял блокнот, ручку, написал пару предложений и задумался...
Вижу: мчится мой БТР. Нужно уезжать.
— Давай быстрее! — поторапливаю бойца.
— Даже и не знаю, товарищ корреспондент, что писать...
— Напиши, что жив и здоров — это самое главное для родителей, они ведь волнуются, ждут...
Солдат снова склонился над блокнотом. А мне уже кричат. Прошу ещё хоть пару минут. Нажимаю на спуск фотоаппарата и прямо на ходу ловлю ручку и блокнот...
... Снимок получился хороший. Запечатал его в конверт с письмом Димы и отправил его родителям.
А теперь только молю Бога, чтобы солдат вернулся домой. Чтобы не только мать с отцом, но и он сам увидел этот снимок.
Январь, 1995 г.

 

 

Даже в эту пасмурную январскую пору ночи над Грозным стоят звёздные. С наступлением темноты небо над охваченным войной городом озаряется огнём пожарищ, вспышками ракет и искрящимися росчерками трассирующих пуль. Под несмолкающий грохот от разрывов гранат, мин и снарядов очень трудно заснуть.
В одну из таких ночей мне выпало наблюдать за работой начальника аппаратной комбинированной радиостанции ефрейтора Александра Дронова. В салоне его автомашины я был отпределён на постой.
Бывалый солдат, прослуживший уже более года, ефрейтор А. Дронов дни и ночи напролёт обеспечивает связь командного пункта штаба 8-го гвардейского корпуса. Наушники и телефонная трубка беспрерывно разносят по салону переговоры абонентов, находящихся в разных уголках Грозного. Атмосфера обмена данными накалена до предела: офицеры ведут управление боем, передают важнейшие донесения военачальникам. Лишь изредка на считанные минуты наступает относительное затишье, и мне удаётся задать Саше несколько вопросов.
— Чем быстрее соединю своего оперативного дежурного с нужным ему абонентом, — говорит ефрейтор А. Дронов, — тем меньше будет смертей... Вот и судите, насколько моя работа важна. Первые дни, когда только приехали в Грозный, я трое суток не покидал поста. Буквально валился с ног, но делал своё дело. Недавно наградили медалью...
— Что самое старшное для тебя на этой войне?
— Пожалуй, бессилие помочь тому, чей голос слышишь. Особенно когда его обстреливают. Хотя я и обеспечиваю ему связь, но больше помочь ничем не могу. Иной раз до слёз бывет обидно. Помню, часа за два-три до наступления Нового года кто-то из комбатов плачущим голосом сказал: «Вы знаете, сколько у меня пацанов погибло?!» Число не назвал, но я чувствовал, что он плачет...
— Намного ли изменились здесь люди, с которыми ты прослужил уже год?
— Конечно. Очень часты, например, такие сцены: стоят два офицера, встретились после боя. Сначала смотрят друг на друга и будто не узнают, а потом кидаются в объятия, целуются, чуть не плачут: «Как мы с тобой от гранаты смогли увернуться?!».
После этих слов солдатик вздохнул, помолчал с минуту и потом продолжил:
— Однажды ко мне зашёл офицер, о котором ошибочно прошли данные, что он погиб. Я передавал в Толстой-Юрт, чтобы сообщили жене в Волгоград, что это ошибка, что он жив и здоров. Он стоял, слушал, а я передавал связистам, а те — в Волгоград...
— А что тебе ещё приходится делать помимо основных обязанностей?
— Да много чего... Раненых и убитых, например, помогал разгружать. Это самое тяжёлое... Подойдёшь к нему, наклонишься: «Ну что, браток? Держись!..». Ранение в живот... Просит воду, а её ему давать нельзя... Стоишь и слёзы вытираешь...
— Ты сам-то здорово изменился за время этой войны?
— Наверное. Я после девяти месяцев службы ездил домой в отпуск. Мать сказала, что я стал совсем другой. «Такое впечатление, сынок, что тебя там подменили. Облик вроде твой, а внутри всё не твоё. Мне даже кажется, что я тебя не знаю...».
— А как теперь она воспримет тебя?
— Даже не представляю. Раньше я весёлый был, всё время улыбался. А сейчас не могу... Не до смеха...
— Суров ли генерал Рохлин?
— Что вы! Нормальный мужик! Благодаря ему мы целы. Был бы здесь на его месте другой комкор, потерь оказалось бы значительно больше. Мы ведь в Грозный пришли без потерь. И всё благодаря мудрости Рохлина. Предприняли обходной манёвр. Никто из боевиков не знал, где, когда и как мы выдвигаемся. А другие соединения чеченцы ждали и встречали огнём из всех видов оружия. Поэтому-то у них и больше потерь...
До рассвета оставалось всего несколько часов. Я решил попытаться заснуть. Солдатик — хозяин «салона» пожелал мне «спокойной ночи».
— Вы у меня в машине уже не первый корреспондент, — заметил Саша и не без гордости сообщил: — У меня ночевал журналист из «Красной звезды». Потом ещё двое. А потом одну ночь кантовался Александр Невзоров со своим оператором, когда снимал у нас свой фильм...
Заснуть в эту ночь мне так и не удалось. Стрельба продолжалась. А в голове уже кружились мысли о том, как я напишу свой материал. Ефрейтор Дронов был мне очень симпатичен. Простой российский солдат...
Январь, 1995 г.

















































































Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Михаил Назаров 276 мсп. Чечня 1996 год. Груз 200, Чечня в огне.1.5.1996 год. Песни бойца под гитару.

В окрестностях Харсеноя.Казнь военнослужащих 245 мсп в/ч 62892 в 1996 году.

Олег Юрьевич Цоков .Командир Севастопольского мотострелкового полка в Чечне.