Памяти товарищей Саратовской области. Аргун, 6 августа 1996 года.

Памяти товарищей. Аргун, 6 августа 1996 года.
Часть 1. «Как все начиналось» Рассказывает Андрей Лебедев:
«1995 год. Мне 36 лет и я заместитель начальника Балашовского райотдела милиции Саратовской области. Повседневная служебная деятельность, в которую вкрадываются моменты, когда приходилось принимать необычайно трудные для меня решения. Речь идет о том, кого из подчиненных мне сотрудников направлять в составе сводного отряда милиции области для несения службы по охране общественного порядка в Чеченскую республику. И так каждые 3 месяца. Волнительные и тревожные для меня моменты ожидания возвращения каждого сотрудника домой. Еще более трудно принять решение кто поедет в Чечню. Я осознаю свою личную ответственность за жизнь моих подчиненных.
К концу 1995 года приходит понимание необходимости понять и увидеть своими глазами то, куда я отправляю своих сослуживцев.
Обстановка в Чечне в течении 1995 года была сложная и напряженная.
И так. Мною подан рапорт руководству УВД области о направлении меня в составе сводного отряда милиции для командировки в Чечню. Спустя некоторое время узнаю, что мой рапорт удовлетворен и ориентировочный выезд в феврале 1996 года. Дни ожидания тянутся как никогда медленно. Все мысли о семье и близких».
Часть 2. «Удар, еще удар».
Удар! За три дня до отправки в Чечню приходит сообщение о том, что вместо меня, в составе сводного отряда отправляется мой ровесник и коллега, заместитель начальника Марксовского райотдела милиции – Коротков Николай Геннадьевич. Место дислокации отряда - город Аргун.
Отряд уехал, а я остался. Что творилось в душе не описать словами.
Март 1996 года. Еще удар! С утра, прибыв в райотдел, понимаю, что сослуживцы смотрят на меня по иному, что-то скрывают от меня и меня это беспокоит все больше и больше. Спустя какое-то время узнаю, что Коля Коротков 11 марта погиб на автодороге Аргун-Грозный, сопровождая колонну федеральных сил.
Вечная ему память! Ощущение, что я убит вместе с ним. На душе мерзко и погано. Но вместе с тем, приходит ощущение, что наверху кто-то есть и сегодня он спас мне жизнь. Прости меня Николай!».
Часть 3. «Я должен это сделать».
Тяжелые дни. Спасибо всем за поддержку и теплые слова. Спасибо моей семье.
И мой новый рапорт начальнику областного УВД о направлении меня в командировку в Чечню.
29 мая 1996, майор милиции Лебедев Андрей Владимирович, утвержден для прохождения дальнейшей службы в должности советника Координационного Центра МВД РФ в Аргунском РОВД Чеченской республики.
Нас 8 сотрудников милиции от Саратовской области и 8 июня (в день моего рождения) выезжаем в Москву. Через 3 дня интенсивной служебной и боевой подготовки сводная группировка - 200 с лишним сотрудников милиции со всей России улетают из Москвы на военную базу в город Моздок республики Северная Осетия, затем Грозный, откуда вертушкой в Аргун.
Ежесекундное ощущение опасности. Все собранны и взволнованы. В такие минуты благодаришь за помощь и поддержку нашего руководителя – Александра Васильевича Шубина, прошедшего боевое крещение в Афганистане, человека поистине героического, награжденного за боевые подвиги орденами и медалями. Во истину повезло с командиром.
Часть 4. «Покой нам только снится».
Аргун. 10 км до Грозного.
Наше место расположения в здании военной комендатуры – это аргунский дом культуры и самое высокое здание в городе, что позволяло контролировать окружающую обстановку и подступы к зданию. Иными словами наша крепость, где можно свободно вздохнуть и на минуту почувствовать себя в относительной безопасности.
2 месяца (июнь-июль 1996г.) проходят как один миг. Все время в восстановлении деятельности Аргунского отдела милиции, постоянных выездах на блок-посты, прикрытия колон при движении в гор. Грозный.
Большая работа проводилась и по техническому укреплению здания отдела милиции.
Уверенности в своих силах придает нахождение в это же время рядом с нами сотрудников саратовского ОМОНа и СОБРа.
Огромная благодарность Мише Белоусову, преподавшему незабываемые уроки при обнаружении и обезвреживании схрона с 35 минами и снарядами.
Удивительно как за такое короткое время начинаешь понимать боевых товарищей с полуслова, взгляда или движения руки. Никакой лжи или обмана. День за днем, бок о бок».
Часть 5. «Операция «Джихад».
6 августа 1996 года – этот день я буду помнить до конца своей жизни.
Эфир взорвался криками о нападении боевиков на Грозный, Аргун и Гудермес.
Все сотрудники милиции и военнослужащие внутренних войск комендатуры немедленно были приведены в боевую готовность и заняли места согласно утвержденного расписания. Командование принял на себя военный комендант Михайлов А.А.
В центре города, в районе здания отдела милиции начался бой. Раздавались автоматные и пулеметные выстрелы, доносились разрывы гранат.
Военным комендантом Михайловым А.А. и старшим нашей группы Шубиным А.В. было принято решение о направлении разведгруппы с участием военнослужащих внутренних войск в район боевых действий.
Выезд группы происходил на трех БТРах. В составе группы находились и мои товарищи: Шубин А.В., Миша Белоусов и Саша Караман.
А дальше начался настоящий АД!
Группа была заблокирована толпой жителей Аргуна, на подъезде к отделу милиции. Боевики, укрывшиеся в здании напротив отдела милиции, открыли огонь по нашим товарищам. Выстрелом из гранатомета сразу же был подбит головной бронетранспортер, второй БТР, разворачиваясь, провалился в яму. Третий транспортер, разбив стену, ограждающую здание отдела милиции и уйдя от обстрела, прикрывал отход членов группы на территорию отдела милиции. В здании райотдела на тот момент находилось лишь несколько сотрудников чеченской милиции. Интенсивность боя с каждой минутой нарастала. Вот когда вспоминал с глубокой благодарностью требование Шубина А.В. о необходимости технического укрепления здания аргунского РОВД. Донесения, поступающие от наших товарищей, свидетельствовали о возрастающем количестве убитых и раненых. Боезапас заканчивался. Попытки военного коменданта Михайлова А.А. вызвать на помощь авиацию окончились безуспешно ввиду плотного нахождения боевиков к зданию отдела милиции. Дальнейшее промедление грозило гибелью наших товарищей. В результате было принято решение о направлении второй усиленной бронегруппы для разблокирования здания РОВД и вывода оставшихся в живых сотрудников комендатуры. В результате операции удалось разблокировать здание райотдела милиции и вывезти уцелевших. К большому сожалению, не удалось избежать жертв из числа сотрудников 2 группы. В полном молчании мы встречали наших товарищей, раненых размещали в свободных помещениях, где врачи ОМОНа пытались оказать первую медицинскую помощь. Крики раненых до сих пор стоят в моих ушах.
Было страшно, было очень страшно. Делились с товарищами последними словами и просьбой сообщить последние слова близким.
Остаток дня и ночь прошли в тревожном ожидании штурма боевиками здания комендатуры. К счастью, сил боевиков(по разным сведениям в Аргун вошло около 300 боевиков) было явно недостаточно для штурма хорошо укрепленного здания комендатуры, в котором находилось около 700 хорошо вооруженных сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск. Три дня и три ночи продолжался интенсивный обстрел комендатуры со стороны боевиков, каждый миг боя казался последним. Комендатура представлялась Брестской крепостью, ведущей последний бой.
Не могу себе представить, что испытывали наши близкие, когда по НТВ на второй день нападения боевиков было объявлено, что в Аргуне идет бой на первом этаже комендатуры. Александру Васильевичу Шубину тогда просто чудом удалось связаться по рации с Координационным Центром с требованием сообщить в Саратов о том, что мы еще живы.
17 августа 1996 года группа советников в полном составе была эвакуирована вертолетом в Моздок». Из Моздока в Москву вернулись не более 90 советников КЦ МВД.
Часть 6. «Не надо стыдиться своих слез».
Каждый раз, когда я вспоминаю то, что произошло со мной в Аргуне в августе 1996 года, слезы текут из моих глаз. Но я их не стыжусь. Это моя память о погибших товарищах, которых я не в силах вернуть. Это моя ноша, которую я буду нести всю оставшуюся жизнь.
Светлая память погибшим товарищам! Пусть земля будет ВАМ пухом! Мы все живущие, в неоплатном долгу перед Вами! Простите нас.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Михаил Назаров 276 мсп. Чечня 1996 год. Груз 200, Чечня в огне.1.5.1996 год. Песни бойца под гитару.

В окрестностях Харсеноя.Казнь военнослужащих 245 мсп в/ч 62892 в 1996 году.

Олег Юрьевич Цоков .Командир Севастопольского мотострелкового полка в Чечне.