Юрий Клапцов, начальник оперативного отдела 131-й бригады, подполковник,в Чечне, январь 1995 год.




Юрий Клапцов, начальник оперативного отдела 131-й бригады, подполковник:
- Непосредственно оперативно-тактические задачи 131-й бригады были следующими, выйти на окраину Грозного в районе реки Нефтянки и совхоза «Родина». На этом рубеже остановиться, закрепиться и перейти к обороне. А дальнейшие указания никто не знал.
Перед выходом к реке Нефтянке, 81-й мотострелковый полк должен был захватить к 10 часам утра аэропорт «Грозный-Северный». 
Боевые действия в районе железнодорожного вокзала завязывались постепенно.
Юрий Клапцов, начальник оперативного отдела 131-й бригады, подполковник:
— Когда прибыли на вокзал, я направился к капитану Тупикову на перевязку. Шел по площади не прикрываясь. Захожу в вокзал, Тупиков мне говорит: «Юрий Владимирович, подождите, пожалуйста, у меня сейчас тут мальчишка получил ранение в живот, я с ним разберусь, а потом перевяжу вас!» Когда я вернулся обратно к нашему БТРу, на левый край вокзала, то уже с этого момента — около 15 или 16 часов — начались боевые действия. Активный бой разгорелся с наступлением темноты, наверное, часиков с 17, 18…
В первую очередь дудаевцы попытались лишить бригаду управления, уничтожив командование бригады. Один из таких эпизодов описал подполковник Клапцов.
Юрий Клапцов, начальник оперативного отдела 131-й бригады, подполковник:
— …Подошел какой-то мужик и очень хотел поговорить с комбригом. Практически, подошел к нашему БТРу «03-му». Комбриг меня просит: «Юра, пойди, разберись с ним, что он хочет?!» Поначалу я и не понял его замысла. Только потом догадался — и вовремя! Мужик говорит: «Пойдемте, отойдем отдельно, я с вами хочу поговорить!» Старался меня таким образом выманить на ровную площадку. Я поддался на его уговоры, но потом у меня в голове мелькнуло, что это может плохо кончиться. Я встал так, чтобы им [мужчиной] прикрыться со стороны пятиэтажки напротив вокзала. А когда понял его намерения, прыгнул в два-три прыжка за БТР, и в это время начали стрелять из окон третьего-четвертого этажей по БТРу, по нам. Я успел спрятаться. Чеченцы ж не знали, что это начальник оперативного отдела, а не комбриг, вышел!
Второй важной задачей противника явилось выведение из строя машин связи. Около 14 часов командно-штабной БТР-60ПУ № 003 получил первое попадание из гранатомета в левый двигатель, однако, несмотря на это, никто из восьми человек экипажа не пострадал.
Вадим Шибков, начальник узла связи радиотехнической бригады, старший прапорщик:
— Я комбригу говорю по связи: «Горите!» Они еще в бэтээре сидели, внутри. Мальчишка выскочил, механик их (рядовой Д. Е. Петриченко. — Прим. авт.), по-моему, с огнетушителем. Загасил двигатель.Около 16 часов БТР-60ПУ № 003 вновь был поражен из гранатомета, отчего машина загорелась, а полковник Иван Савин получил второе ранение в ногу.
При попадании в БТР получил контузию подполковник Юрий Клапцов. В тот момент он и начальник артиллерии 131-й бригады полковник Евгений Сащенко вели огонь из БТРа. Кумулятивная струя, пробив борт машины, попала в двигатель.
Юрий Клапцов, начальник оперативного отдела 131-й бригады, подполковник:
— Помню только яркую вспышку и все — больше ничего не помню! Сознание потерял. Очнулся, когда меня уже вынули из БТРа и утащили в здание вокзала.
Судя по данным радиоперехватов, противник усилил огневое воздействие по подразделениям, занимавшим оборону на железнодорожном вокзале, именно после 16 часов.
Из журнала ведения боевых действий 131-й ОМСБр:
16.13 — в 3-й мер 2 машины БМП-2 подбиты.
16.20 — в 1-й мер 1 танк и 1 машина БМП-2 подбиты.

Юрий Клапцов, начальник оперативного отдела 131-й бригады, подполковник:
— Двигатель потушили, вынесли средства связи и на средствах связи работали возле бэтээра.
Нач. опер. отдела бригады Юрий Клапцов из 131-й омсбр :
К нам прорвался один из десантников из парка Ленина на БМД, ст. лейтенант, по-моему, он был контужен. БМД горела, он влетел к нам, и ничего не видя, боялся вылезти. Открыл огонь по всему, что видел: по нашим и по боевикам. А потом на этой БМД так и ушёл в сторону парка, дошёл он в парк или подбили, сказать не могу. Ее подбили БМД №785 гв.ст.л-та Сергея Пушкина из состава 137 пдп на улице Маяковского

 Гибель последних сил сводного отряда бригады

Во 2 БМП находились:


– нач. опер. отдела 131 омсбр подполковник Юрий Владимирович Клапцов
– нач. связи 131 омсбр подполковник Анатолий Михайлович Чумак
– старшина роты 131 омсбр, прапорщик Мамед Керим-Заде
– механик-водитель 131 омсбр В. Удовицкий
– рядовой 81 мсп Александр Николаевич Ануфриев
– НШ 81 мсп подполковник С.Б. Бурлаков
– ?

2 БМП

прапорщик Мамед Керим-ЗадеСтаршина роты 131 омсбр прапорщик Мамед Керим-Заде: "Нас человек сорок где-то было там на одной машине."12

Механик-водитель 131 омсбр В. Удовицкий: "Я был во второй машине <...> Я ехал в башне. По пояс стоял. <...> Первая машина <...> сразу встала. Механик... просто пацан сразу сообразил, сразу по газам... Вторая машина, на которой я ехал. И пошёл обгонять эту машину и дальше, метров сто, наверное, да нет, поменьше - метров пятьдесят отъехали от этой машины и по левому десанту моей машины тоже гранатомётом влупили. Меня взрывной волной выкинуло с машины. Я упал на асфальт. С перепугу начал палить по окнам. Уже патроны когда кончились, допёр, что надо откатываться к этому бордюру. К бордюру откатился - начали по мне свои стрелять. Ну тоже там остались же парни, начали ... Я начал кричать, чтоб по мне не стреляли. У меня спросили криком: "Откуда ты, кто ты?" Я крикнул, что со 131-й бригады. И они меня к себе позвали. Затем нас просто начали так же с трёх сторон обстреливать. Вот эту группу нашу, что оcталась <...> эта БМП - она дальше поехала ... на которой я ехал. Просто десант пробили и меня волной выкинуло. Она дальше поехала."13

Старшина роты 131 омсбр, прапорщик Мамед Керим-Заде: "Её [БМП] подбили тремя гранатами. Сначала справа по борту ударили, по правому... десанту. В борт. Все, кто сидел справа в десанте, погибли. Потому что когда очнулся десант как был закрыт, так и остался. Солдаты, которые были со мной, сказали, что десант не открывался. После выстрела справа ещё было два выстрела слева ... ну с той стороны где я сидел сверху на броне. После третьего выстрела я, как говорится, улетел с брони и потерял сознание, а когда очнулся - уже в плену."


Начальник оперативного отдела 131-й омсбр подполковник Юрий Владимирович Клапцов:

" Командир боевиков Абубакар показал двор и сказал, что в этом углу лежал Сащенко, недалеко от него лежал какой-то майор, а дальше человек 5-6 солдат. Все они были мертвы. Боевик Абубакара вынул у п-ка Сащенко удостоверение личности и отдал его Абубакару, который в дальнейшем передал удостоверение Масхадову. Со слов Абубакара п-к Сащенко был убит автоматной очередью в грудь."....


Начальник опер.отдела 131 омсбр подполковник Юрий Владимирович Клапцов: "Около 18 часов первого числа было принято решение оставшимися силами - те, кто были легко ранены или здоровые - забрать оставшихся тяжелораненых и выйти из здания вокзала, потому что дальнейшей задачи со стороны высшего командования не поступало никакой. Собрали всех людей, пересчитали, тех кто был в здании вокзала - получилось порядка 60 человек где-то, тех кто может как говориться держать оружие и около 45-50 раненых. С наступлением темноты разбросали из окон дымовые шашки, чтобы как-то прикрыться от стрельбы снайперов и автоматных очередей и начали выносить раненых. Вышли из здания вокзала порядка двухсот-трёхсот метров" Командир обс 90 гв. тд подполковник Виктор Ситников: "К вечеру 1-го января все документы и карты были уничтожены. Чтобы не достались врагу. Чеченцы начали уверенно брать вокзал. Бои шли уже за отдельные залы в помещении вокзала. От батальона осталось 4 танка и 2 БМП. Два танка вскоре сожгли чеченцы. [Известно только об одном уцелевшем Т-72, так называемой "третьей машине", однако никто из участников тех событий не упоминает о танке возле здания, поэтому рискну предположить, что Т-72 использовали в другом месте.] Вокзал простреливался насквозь. Те 90 трупов были уже на стороне чеченцев. Солдаты начинают жаться в один угол, вокруг убитые и раненые."Начальник опер.отдела 131 омсбр подполковник Ю.В. Клапцов: "На вокзал пришли в 14 часов. Техника стояла на площади. Там не окопаешься, если только за ларёк заехать. Мы с [начальником связи 131 омсбр] Толиком Чумаком, потом он пропал без вести, обследовали здание. В кухне стоял горячий чай, кипела какая-то похлёбка, видно было, что люди только-только ушли." Командир вс 131 омсбр А.В. Кирилин: "Буквально через час [14:00] наш БТР подбили из гранатомёта, при этом выстреле никто не пострадал."

Начальник опер.отдела 131 омсбр подполковник Ю.В. Клапцов: "На наших командно-штабных БТР "Чайка" антенны во все стороны торчат - ни с чем не спутаешь. Чеченцы из гранатомёта три раза в него попали. Средства связи целы были, мы с Савиным и другими офицерами под колёсами лежали и оттуда управляли боем. Чеченцы по-русски выходили на нас, говорили: "Ваня, бросай оружие! Разойдёмся по-хорошему, мы вас из города выпустим". Мы им отвечали с помощью "божьей матери". У Дудаева средства связи вообще были налажены неплохо. У нас "сто пятые" - рюкзаки, а у них "мотороллы".


Юрий Клапцов, начальник оперативного отдела 131-й бригады, подполковник:

— Группа чеченского спецназа пыталась проникнуть к штабу, к управлению бригады, но сработала сигнальная мина — тогда часовой открыл огонь… На месте, где находился противник, нами были обнаружены кровь и трофеи: два автомата, пистолет и мешок с гранатами и минами. Бригада потерь не имела.

“Я — «Калибр-10». Штурм Грозного. Январь 95”
часть 41

Юрий Клапцов, начальник оперативного отдела 131-й бригады, подполковник:
— И вот, что я видел: в люке командира лежит навзничь, лицом вниз на броне труп человека и горит. А был ли это Толик Чумак или был кто другой, я сказать не могу. Просто могу предположить, что вряд ли во время боя кто-то успел занять его место в люке и погибнуть.
Механик-водитель, пытаясь выбраться из канавы, дергал машиной взад-вперед. Наконец БМП зацепилась гусеницами за грунт и выползла на дорогу, однако, по свидетельству очевидцев, проехала всего 20–30 метров, прежде чем окончательно была добита гранатометчиками.
Мамед Керим-Задэ, старшина 1-й роты, старший прапорщик:
— Я когда очнулся, она стояла, тарахтела. Левый десант был открыт, и из гранатомета один боевик выстрелил прямо в десант через открытую дверь, в салон!

Юрий Клапцов, начальник оперативного отдела 131-й бригады, подполковник:
— И внутри горело, и снаружи. Помню, еще кто-то из наших солдат, оставшихся внутри, кричал: «Добейте, гады!!!»
Николай Рябцев, огнеметчик 3-й мотострелковой роты, рядовой:
«Пососкакивали мы, кто в живых остался, и на землю. «Чехи» («чехи» здесь — чеченцы. — Прим. авт.) нас голыми руками, как говорится, взяли. Из всей БМП только я и один подполковник из Краснодара из штаба 58-й армии (В. И. Зрядний. — Прим. авт.) (Царство ему Небесное) остались в живых. Остальных добили. <…> Подполковник, не знаю, как выжил, а я просто убитым притворился, когда они раненых ходили добивали. Меня тоже двое нашли, потому что подо мной бушлат дымился (осколки от РПГ попали в руку, когда по БМП попали). Сначала один подбежал, молодой, весь в черное одет. Я перевернулся, на пятую точку сел. Один спрашивает: «Что, раненый? Где оружие?». Я говорю: «Нет». Он мне: «Не пиз…, найду — расстреляю». Я ему: «Нет, ищи». Обыскал меня, по земле рядом пошарил, тут другой подбегает. Первый ему говорит: «Вот раненный, вообще-то, добить надо». Второй ему: «Да, надо». У меня чуть не вырвалось: «Да ну на х…Г — уже на языке вертелось. Если бы сказал, наверное, точно прибили. <…>.. Тем более, что рядом, метрах в 20 ходили и других пацанов добивали. Не знаю, почему, но после того, как они согласились, что меня надо добить, они сразу куда-то убежали. То ли рядом перестрелка какая то началась, то ли еще что, не знаю. Убежали и не вернулись».[326]
Некоторые средства массовой информации распространяют сообщения о якобы имевших место случаях надругательства (выкалывание глаз, кастрация и т.п.) над ранеными и пленными российскими военнослужащими в Чечне.

Подполковник Юрий КЛАПЦОВ, капитан Виктор МЫЧКО, лейтенант Максим ЯЩЕНКО, младшие сержанты Гафуан МУХАМАДИЕВ и Иван ОГОЛИХИН, рядовой Марат БАЙМУХАМЕДОВ, освобожденные недавно из плена, ответили, что с такими фактами они не встречались, рассказов об этом не слышали.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Михаил Назаров 276 мсп. Чечня 1996 год. Груз 200, Чечня в огне.1.5.1996 год. Песни бойца под гитару.

В окрестностях Харсеноя.Казнь военнослужащих 245 мсп в/ч 62892 в 1996 году.

Олег Юрьевич Цоков .Командир Севастопольского мотострелкового полка в Чечне.